Эквилибриум  ::  Статьи
  ЭКВИЛИБРИУМ
   Главная
   Статьи
    - Психологические защиты
    - Особые дети
   Лента сновидений
   Интересные новости
   Фильмы и книги
   Афоризмы
   Юмор
   Письма
   Океан жизни
   Творчество
   Архив рассылки

  РАССЫЛКИ
Эквилибриум -
формула
психологического равновесия


Рассылка "Эквилибриум: формула сохранения психологического равновесия"





Обзоры фильмов и книг от Ekvilibrium.Ru


Рассылка "Обзоры фильмов и книг от Ekvilibrium.Ru"



  СТАТИСТИКА

Rambler's Top100


Яндекс цитирования



<< Возрасты жизни. Детство. Илья Никифоров^ К оглавлению ^Телесность и преподавание. Денис Букин >>

Слово для ребенка. Ольга Лабутина



СЛОВО ДЛЯ РЕБЕНКА



Речевая среда, в которой живет ребенок, слова, которые он слышит, оказывают не меньшее влияние на его развитие, чем другие факторы - такие как игры, микроклимат в семье, «здоровая» еда или режим. Существует ряд житейских ситуаций, когда родители не акцентируют внимание на том, что именно слышит их ребенок, но эти ситуации участвуют в формировании представлений ребенка о себе самом и об окружающем мире.

Маленькие дети очень восприимчивы. В течение первого года жизни малыши не только растут усиленными темпами (за первый год вес малыша в среднем утраивается!), осваивают все более сложные движения, учатся есть все более отличную от грудного молока еду, но еще - понимать речь, а так же соотносить слова с различными предметами и их изображениями. Они реагируют на нюансы состояний, которые испытывают окружающие люди: плачут, когда к ним подходят взрослые в плохом настроении, реагируют на напряжение в отношениях между родителями, на их спокойствие или радость. Мои наблюдения за маленькой дочкой приводят меня к выводу, что у детей есть врожденная предрасположенность к восприятию смыслов, и эта особенность позволяет им усваивать всего за год-полтора целую систему языка, а то и не одного (как, например, в двуязычных семьях). Возможно, подобная способность есть и у животных – улавливая смысл, субъективное содержание произносимых слов, они учатся понимать человеческую речь.

Каждый родитель стремится дать лучшее своему ребенку. С появлением малыша многие взрослые отказываются от вредных привычек, стараются обеспечить ему комфорт, безопасность, наилучшие условия для его развития. Но часто приходится видеть, а точнее – слышать, как любящие, заботливые – «правильные» во всех отношениях родители, позволяют в присутствие своих деток грубые или бранные высказывания, а о самих детях говорят с иронией, незаметно навешивают на них ярлыки или жалуются на них другим взрослым. Дети все воспринимают буквально. Они не понимают иронии, то есть - воспринимают основное значение слов, которые им говорят. От кого же они еще узнают, какие они? Конечно, в первую очередь, от мамы, потом – от папы, от бабушек и дедушек. Так формируется первоначальное представление человека о себе самом. Каким будет это представление, если ребенок часто слышит в свой адрес: «Ты моя пампушка», «Корова такая…», «Бандит…», «Разбойник…», «Шустрик…», «Принцесса…»? Этот ряд можно продолжать до бесконечности. Границы допустимого сначала устанавливаются словом, мыслью, и лишь затем – действием. Родителям важно не забывать об этом. Важно хвалить ребенка, говорить ему добрые слова – замечать и озвучивать все проявления его ума, красоты, самостоятельности и других качеств его индивидуальности.

Все помнят сказку о Спящей Красавице, когда феи пришли поздравить новорожденную принцессу, и их пожелания имели волшебную силу. Думаю, подобное волшебство в жизни встречается не так уж редко, и пожелания, от всего сердца выражаемые и воспринимаемые в первые годы жизни ребенка, имеют не менее волшебную силу, чем в сказке.

Появление на свет ребенка, особенно первого и долгожданного, вносит изменение в образ жизни родителей. Роды и первые дни после них – стрессовый период не только для мамы, но и для всех членов семьи. Многие родители, а также другие взволнованные родственники, пытаются разглядеть в новорожденном свои собственные черты, или же черты своих родных. Есть и такие, которые видят в первых проявлениях ребенка, в том, как часто он спит или плачет, насколько охотно и часто он ест, черты будущего характера. Лично я считаю более корректным отказаться от подобного рода прогнозов, чтобы не навязывать малышу жесткую схему развития в соответствии с ожиданиями взрослых, чтобы ребенок был похож на самого себя, и чтобы его потенциал проявился как можно полнее. Я не уверена, что мой жизненный опыт, а также опыт моих родителей, знакомых (и каких бы то ни было других замечательных людей) исчерпывающим образом способен предугадать развитие ребенка и наилучшим образом повлиять на него. Пусть удивительные дети остаются удивительными.

В раннем возрасте слово, которое слышит ребенок, опережает его опыт. Влияние родителей и их слов на ребенка сильно', но не абсолютно. Кроме родителей ребенок общается и с другими, самыми разными людьми. От всех возможных «вредных» влияний дети защищены, в первую очередь, своей позитивностью, открытостью, отсутствием негативного опыта. А позже – способностью к самостоятельному, не опосредованному чужим мнением, восприятию и мышлению.

Для меня рождение ребенка стало тем рубежом, когда я сама перестала быть ребенком. Такое событие дает толчок к развитию в новом направлении. Родитель не только опекает ребенка и заботится о нем, он еще и является его основным спутником, и для хорошего взаимопонимания взрослому важно оставаться и ребенком тоже, чтобы уметь встать на место своего отпрыска и составлять ему достойную компанию в играх и прочем времяпрепровождении.

Мое родительство ставит передо мной совершенно новые требования к себе, супругу и окружающему миру. Мне больно, когда я слышу мат и вижу мусор на улицах. Раньше можно было просто надеть наушники, отключиться от окружающих звуков, и чего-то просто не замечать. А теперь, слыша грубую брань, я говорю «Джентльмены, выбирайте, пожалуйста, выражения», хотя очень хочется сказать что-нибудь резкое и обидное.

Совершенно новые «глубины» открылись вдруг в классике детской литературы и мультипликации. В детстве все воспринимается некритично, и просто либо нравится – либо нет. Так, одними из самых любимых мультфильмов были «Бременские музыканты», «Ну, погоди!», сериал про Леопольда… Они прекрасно озвучены, в них много динамики, и ясно, кто «хороший», а кто - «плохой». Наверное, произведения для детей и должны быть такими – интересными, полными событий, образными, яркими. Они закладывают основы мировоззрения и в символической, концентрированной форме дают знания о мире и об этике. Но теперь, когда я стала мамой, мой слух выделяет в знакомой и любимой с детства песне рифму «разбойники – покойники». Бременские музыканты – больше похожи на бродяг, занимающихся обманом, разбоем и киднеппингом. Я отмечаю, что в каждой серии «Ну, погоди!» кто-то из героев либо пьет, либо курит, что Заяц там не всегда такой уж положительный, а Волк – вполне симпатичный и привлекательный персонаж.

Корней Чуковский, чьи сказки мы с детства знаем наизусть, в прочтении своему ребенку - тоже не так безобиден. Когда я впервые начала читать дочке сказку «Бармалей», она заплакала. А ведь сказка-то действительно не добрая, хоть в конце там все и закончилось хорошо. Одна строчка – «Я кровожадный, я беспощадный, я злой разбойник Бармалей…», а сколько негативных слов! Не говоря уже об абзаце, где Бармалей бросает Айболита в костер… Сказки «Муха-Цокотуха», «Краденое солнце» и «Тараканище» тоже, на мой взгляд, не выдерживают родительской критики. В таком ракурсе получается, что из Чуковского - можно читать только «Федорино Горе», «Путаница», «Телефон» и – с поправками – «Айболит» и «Крокодил». Между тем, стихи детям читать надо, т.к. рифмы и хорошие иллюстрации помогают быстро усваивать разнообразную лексику. В стихах Чуковского удачно сгруппированы географические названия, названия животных, насекомых, посуды и других предметов быта. Очень хотелось бы увидеть издание Чуковского в новой редакции – без страшилок и членовредительства.

Маршак – тоже не всегда «безобиден». Например, в стихотворении про котов концовка такова:
«Бились днем и ночью,
Прочь летели клочья.
И остались от котов
Только кончики хвостов».
Есть у Маршака и совсем страшные стихи, такие как «Десять негритят» и «Дети на льду», где «все умерли». Наверное, какой-то уровень страхов у детей должен быть – для осторожности, но неужели нельзя воспитать осторожность более мягкими средствами?

Очень хороши стихи Барто. Они психологичные, добрые, понятные детям. Разнообразная лексика, реалистичные сюжеты.
Хороши и стихи Михалкова. Сейчас, перечитывая их, будучи взрослой, я вижу в них и иронию, и недетский психологизм. Хороши они и для взрослых и для детей.

Но! Хочется еще, чтобы в детских книжках было чудо и волшебство. Хотя, возможно, ребенок ВСЕ воспринимает как чудо и волшебство, но хочется, чтобы в детских книжках его было особенно много. Как, например, в книжках Льва Кузьмина.

Кто-то, возможно, возразит мне, что от всего негатива детей не защитишь, и что негатив в детских книгах – это своего рода прививка к реальности. Здесь мне хотелось бы отметить, что книги и фильмы, это, безусловно, эффективные средства приобщения наших детей к культуре. Но ведь каждый ребенок несет в себе что-то новое, неизведанное, что может обогатить наш мир и изменить его к лучшему. Навязывая ребенку уже существующие негативные смыслы, мы, возможно,
лишаем его неизведанных горизонтов, о которых пока ничего не знаем. К слову сказать, если посмотреть личную историю таких исторических персонажей, как Иисус и Будда, то окажется, что оба они провели благополучное детство в относительной изоляции от боли и несправедливостей мира. Я ни в коем случае не призываю родителей стремиться вырастить из своих детей Иисусов и Будд, я лишь хочу, чтобы родители позволили своим удивительным детям оставаться удивительными.


Поделиться мыслями >>> list@ekvilibrium.ru


Книжки по теме:

Джон Грэй. Дети - с небес.

Анн Шутценбергер. Трансгенерационные связи, семейные тайны, синдром годовщины, передача травм и практическое использование геносоциограммы.

Ранкел Хэл Эдвард. Воспитание без ссор и обид.

Ирина Маниченко. 10 секретов Воспитания.

 



29.07.2011 22:20Ольга Лабутина

<< Возрасты жизни. Детство. Илья Никифоров^ К оглавлению ^Телесность и преподавание. Денис Букин >>


2004-2006 Copyright © Эквилибриум — формула психологического равновесия. Все права защищены
оценочная компания сафети