Эквилибриум :: Статьи  ::  Особые дети
  ЭКВИЛИБРИУМ
   Главная
   Статьи
    - Психологические защиты
    - Особые дети
   Лента сновидений
   Интересные новости
   Фильмы и книги
   Афоризмы
   Юмор
   Письма
   Океан жизни
   Творчество
   Архив рассылки

  РАССЫЛКИ
Эквилибриум -
формула
психологического равновесия


Рассылка "Эквилибриум: формула сохранения психологического равновесия"





Обзоры фильмов и книг от Ekvilibrium.Ru


Рассылка "Обзоры фильмов и книг от Ekvilibrium.Ru"



  СТАТИСТИКА

Rambler's Top100


Яндекс цитирования



ОСОБЫЕ ДЕТИ



         Быть может, вы задаёте себе вопрос - кто они такие? Возможно, вам приходится взаимодействовать с такими людьми. Или вам просто любопытно. Или же при упоминании о них вас охватывает страх и неуверенность...
         Особые дети - кто же они такие? Каковы их стемления, возможности, мировосприятие? Как мы можем с ними сотрудничать? Чему можем у них поучиться? Чем мы можем им помочь?
         Материалы этой рубрики призваны навести мосты между мирами - миром обычных людей, и тех людей, кто по каким-то причинам не вписывается в эти рамки.






<< "Онега": Юра. А. Шиловская^ К оглавлению ^"Онега": Гриша. А. Шиловская >>
ДЦП: взгляд изнутри. Н. Таланова




ДЦП: взгляд изнутри



         Я рассматриваю детей с ДЦП не как тяжело больных, а как детей с особыми потребностями, детей, которые могут радоваться жизни, познавать окружающий мир, получать удовлетворение от того, что у них получилось, а не переживать горе по поводу несбыточных желаний.

         В наше время довольно много пишется о детях инвалидах. Диагноз ДЦП уже давно исключен из разряда редких и малознакомых заболеваний. Об этой проблеме говорят и спорят представители многих профессий. В свое время и мне представилась возможность отдать частичку себя детям с ДЦП. Рождение такого ребенка всегда вызывает стрессовое состояние у родителей.

         Одни начинают сломя голову искать чудодейственное средство, которое раз и навсегда избавит от всех мучений. Другие, испытывая чувство стыда за неудавшегося чада, стараются скрыть свое горе от чужих глаз. Третьи - считая, что их ребенок уже достаточно получил страданий, прилагают все усилия, чтоб избавить его от ненужных переживаний и трудностей жизни.

         А если посмотреть на болезнь с другой стороны? Наверняка, многие из нас не раз сталкивались с внутренним конфликтом между желаниями и возможностями (хочется петь, но нет голоса, недостаточная пластичность не позволяет повторить танцевальные движения и т.д.).

         Ребенок с ДЦП - это ребенок с особыми потребностями, жизнь которого наполнена большим количеством ограничений. Но нельзя забывать, что наряду с различными нарушениями, существуют и возможности, и именно на них должна быть ориентированна любая работа по развитию адаптационных возможностей. Необходимо, в первую очередь помочь ребенку открыть в себе этот источник внутренних ресурсов, а затем научить пользоваться полученным опытом в повседневной жизни.

         Л. С. Выготский в структуре дефекта выделял первичные особенности организма и вторичные новообразования. Негативное влияние на личностное развитие ребенка инвалида оказывают такие факторы, как: ранняя изоляция, воспитание по типу немощного либо, наоборот, эмоциональное отвержение (в первую очередь родителями), неспособность взаимодействовать с окружающим миром.

         Известно, что развиваясь, ребенок не только получает информацию, но и учится применять ее на практике. Дети с ДЦП часто лишены этой возможности, однако, это положение не безнадежно, как считают многие. Я часто вспоминаю десятилетнего мальчика с гиперкинетической формой ДЦП. Двигательные нарушения были настолько сильны, что передвигаться он мог, только ползая по полу, с трудом управлял руками, а речь состояла из набора звуков. После ряда занятий, в которые были включены и методы арттерапии, мы сделали с ним аппликацию. Конечно, большая часть была сделана моими руками, но Максиму предлагалось выполнить такую ответственную работу, как: подобрать цвета бумаги для аппликации, из всего многообразия выбрать формы для композиции, и в конечном итоге, приклеить, уже смоченные клеем части, к картонной основе. Когда наша совместная работа приобрела законченный вид, Максим схватил ее и стал показывать каждому, кто приходил к нам в группу. Его восторженное состояние ничем не отличалось от восторга обычного здорового ребенка. Макс начинал понимать, что он способен что-то делать, появилась потребность в приобретении новых знаний, стал пробуждаться интерес к окружающему миру. Каково же было мое удивление, когда, входя в группу через неделю, я не увидела этого мальчишку возле дверей. Мой Максимка сидел на полу и, прилагая большие усилия, самостоятельно орудовал бумагой и клеем.
         Он был настолько увлечен своим занятием, что даже не заметил моего появления, хотя раньше всегда встречал меня в дверном проеме. Спустя пол года мы научились общаться с Максимом через образы, которые изготавливались так же, нашими руками. Через определенные рисунки мальчик научился выражать простые просьбы (рисовать, читать книгу, есть, спать и т.д.).

         Еще через какое-то время мои дети играли вместе в лото и домино. Было отмечено, что их самооценка несколько выросла, заметно снизилось чувство страха перед окружающими людьми, однако, эти результаты еще очень хрупкие.
         Порой один неверный шаг может перечеркнуть огромную работу. Давно известно, что ребенок, страдающий ДЦП очень чувствителен ко всему, что его окружает. Достаточно одного, неправильно сказанного слова, чтоб уверенность в силах снизилась до нуля. Для таких детей оценка людей, которым они доверяют, имеет огромное значение. Реакция взрослого может: либо играть роль двигателя, стимула овладеть все новыми и новыми навыками, либо раз и навсегда стать препятствием движению вперед.

         Самый важный и значимый урок в своей жизни ребенок, конечно же, получает в семье. Для любого малыша родители являются эталоном во всем. Именно в семье он получает первый социальный опыт, учится основным приемам общения, и самое главное - учится видеть себя глазами других людей. Ни один, даже высококлассный специалист не сможет занять то место, которое по праву принадлежит семье. От родителей зависит; будет ли ребенок воспринимать себя полноправным членом общества, способным иметь желания и ставить перед собой цели (пусть даже самые простые), несмотря на часто меняющееся мнение общественности. Или это будет человек, постоянно сетующий на злую судьбу, обвиняя весь мир в своей неудавшейся жизни.

         Я знаю молодого человека - инвалида по ДЦП, который получил два высших образования и открыл центр, обучающий компьютерной грамотности. Конечно, хорошо понимаю, что существуют разные формы ДЦП и различная степень тяжести заболевания, но для каждого ребенка можно подобрать свой, особенный подход, не унижая его человеческое достоинство. Поверьте, для ребенка не бывает маленьких, незаметных открытий. О любом своем достижении малыш готов рассказать всему миру, и он ждет, что его заслуги будут по достоинству отмечены взрослыми, что переживаемую радость, разделят с ним все окружающие. Ребенок верит каждому слову взрослого и хорошо понимает, что было передано между строк , может прочитать наши любые чувства и эмоции. Какую информацию мы ему передадим, чему научим?
         Попробуйте задать себе этот вопрос, дать на него ответ.

         Я не раз убеждалась, что ребенок с ДЦП - это, в первую очередь, тот - же ребенок, который может смеяться, играть и даже общаться.
         Инвалидов в нашем обществе воспринимают по-разному, но главное какими глазами увидит себя сам малыш, как он воспримет свою болезнь и чему научится, вступая в долгую взрослую жизнь.

         Как мало нужно этим детям для счастья, но как много мы, взрослые, должны сделать, чтоб подарить им радость!



         Написать комментарий >>> Talanova@ekvilibrium.ru

   Наталья Таланова


2004-2006 Copyright © Эквилибриум — формула психологического равновесия. Все права защищены