Эквилибриум :: Статьи  ::  Особые дети
  ЭКВИЛИБРИУМ
   Главная
   Статьи
    - Психологические защиты
    - Особые дети
   Лента сновидений
   Интересные новости
   Фильмы и книги
   Афоризмы
   Юмор
   Письма
   Океан жизни
   Творчество
   Архив рассылки

  РАССЫЛКИ
Эквилибриум -
формула
психологического равновесия


Рассылка "Эквилибриум: формула сохранения психологического равновесия"





Обзоры фильмов и книг от Ekvilibrium.Ru


Рассылка "Обзоры фильмов и книг от Ekvilibrium.Ru"



  СТАТИСТИКА

Rambler's Top100


Яндекс цитирования



ОСОБЫЕ ДЕТИ



         Быть может, вы задаёте себе вопрос - кто они такие? Возможно, вам приходится взаимодействовать с такими людьми. Или вам просто любопытно. Или же при упоминании о них вас охватывает страх и неуверенность...
         Особые дети - кто же они такие? Каковы их стемления, возможности, мировосприятие? Как мы можем с ними сотрудничать? Чему можем у них поучиться? Чем мы можем им помочь?
         Материалы этой рубрики призваны навести мосты между мирами - миром обычных людей, и тех людей, кто по каким-то причинам не вписывается в эти рамки.






<< Что такое аутизм: по обе стороны зеркала. А. Шиловская^ К оглавлению ^Предпочтение геометрических паттернов может быть ранним индикатором аутизма >>
"Онега": Паша. А. Шиловская



"Онега". Паша




         Паша оставил неизгладимое впечатление, наверное, на всю мою жизнь.
         Получилось так, что уже в автобусе, по дороге на базу, мы с ним сидели рядом. То, что удивило меня в первую очередь - он очень внимательно за мной наблюдал. Даже придвинулся ко мне поближе, чтобы его локоть касался моего. Помню, я тогда подумала, "Вот тебе и аутизм!". Дорога была долгая,..и я хотела почитать книгу. Но он сразу же ее забрал и сказал, что "подержит"...Тогда я поняла, что на Онеге у меня вряд ли будет возможность заниматься книжками или рефлексией на природе. Паша смотрел на меня и "зеркалил" выражение моего лица... хмурил брови, потом их приподнимал, делая удивленное лицо, потом улыбался...

         Наш первый день на базе выдался суровым. Паша все громил и колотил, а я в нем чувствовала очень сильное напряжение. Смена обстановки - это огромный стресс для ребенка с аутизмом, и его надо как-то пережить. Для Паши стресс по большей части выражался в агрессивном поведении. Паша был очень возбужден, он носился по домикам и не знал, как себя "отрегулировать". Все на базе были тоже, скажем так, уставшими после долгого переезда, поэтому никто особо не заботился, как развлечь Пашу или уделить ему внимание.
         Я уже не могла удерживать внимание Павла, поскольку он рвал и метал...И ругался на чем свет стоит. А ведь надо было его как-то привести в нормальное состояние. Что было делать? Я пыталась ходить за ним... Потом помогал Демид. Потом мы решили пойти на озеро, так как все уже просто истощились от Пашиных припадков. Данила (один из психологов) "фиксировал" Пашу в беседке... А именно: что-то ему вкрадчиво, но жестко сказал, при этом тяжело посмотрев в глаза...И Паша быстро собрался на озеро.
         На озере Паша кидал камни и, кажется, был занят собой. Потом мы пошли обратно на базу и весь день прошел примерно в таком же бешеном ритме. Он ругался, рвал и метал, и если что не так - бросал камни.
         На следующий день и все остальные дни стало уже легче. Надо сказать, что все в нашем домике принимали участие в Паше, потому что мы понимали, что если этого не делать, то на базе воцарится хаос - будут летать камни, чайники, заварка и вещи, и Пашин ритуал "подержу и отдам" действительно превратит Онегу в сумасшедший дом. Целый следующий день Демид и Миша играли с Пашей в мячик...И наигрались до такой степени, что, кажется, были еле живые под вечер. Было нелегко от того, что кроме мячика и хлеба с песком, которые он так любил, и ритуала "подержу и отдам" у Паши не было других приятных или доступных способов общаться с окружающими его людьми. Эти ритуалы, скорее всего, были проекцией его взаимоотношений с матерью, и цель этого ритуала была одной единственной - захватить внимание. Этот ритуал в последующем пребывании Паши на Онеге, как можно догадаться, претерпел очень резкие изменения. Пашино "подержу и отдам" уже у многих вызывало негативную реакцию. В основном это было раздражение окружающих, после чего вещь естественно просто отбиралась, что у Паши сразу вызывало приступ: сыпались ругательства, Паша убегал и кидал камни. Минут чрез десять, его "праведный" гнев как-то быстро проходил, и он успокаивался.

         Что было делать с таким ребенком? Надо было, конечно, объяснять, объяснять и объяснять... Но стереотип поведения Паши был очень прочный, и за три недели было, наверное, сложно научить его новому способу саморегуляции и способам установления контакта с окружающими.
         Так или иначе, вся база была под условным влиянием Паши. Все были готовы к тому, что Паша подержит и уже не отдаст сахарницу, хлеб и просто вещи, которые ему приглянулись... Конечно же, большинство уже относились к этим Пашиным пристрастиям снисходительно, впрочем время от времени кто-то выходил из терпения.

         Жизнь нашего домика, как я и сказала, строилась как бы вокруг Паши. Мы стали как четыре матери для нашего большого ребенка. Приходилось работать "в команде". Надо сказать, у каждого было свое представление о "воспитательных мероприятиях" по отношению к Павлу. В основном, это сводилось к тому, чтобы наш подопечный давал жить другим... Конечно, удавалось это с большим трудом. Из нас четверых, кажется, только я имела более менее четкое представление об аутизме... Впрочем, под конец пребывания на Онеге, и это было уже неважно. Главное было жить там, существовать и как-то уживаться вместe.
         Одним из способов "нейтрализовать" или "отрегулировать" Пашу - это было просто оставить его в комнате, одного и в покое. Этот ребенок не понимал, что такое усталость. Его нервная система только воспринимала и воспринимала то, что было вокруг него, особенно, когда в окружении было много людей. Поэтому Пашу нужно было оставить в покое, хотя он самостоятельно не мог оставить в покое всех стальных. Я знала это, и когда я чувствовала, что он совсем перегружен информацией и утомлен взаимодействием с людьми, мы с ним заходили в комнату и успокаивались.
         Я говорю "успокаивались", потому что успокоиться нужно было в первую очередь мне, чтобы и Паша почувствовал себя спокойно со мной. Я считаю, что взрослому это сделать всегда легче. Во-первых, потому что он, как правило, здоров, во-вторых, просто в силу своей эмоциональной зрелости. Так вот... Я начинала ровно дышать...и замечала, что Паша начинает дышать в таком же ритме, как и я. Потом он выбирал какое-то спокойное занятие, которое, как он сам знал, его успокаивает. Например, ему нравились примеры из таблицы умножения, или замечать разные звуки от щелчков или свистков, или очень высокие звуки, которые он произносил в придуманных словах. И это его успокаивало. И я чувствовала, как у него снижется уровень напряжения, пускай хотя бы на какие-то полчаса.
         Удивительно, но если я была занята чем-то насущным или необходимым - как мытье тарелок или приготовление еды - Паша в общем то не мешал, а если и предлагал какую-то комбинацию ("Подержу и налью сам, я подержу, а вы нальете…"), то это было ненавязчиво, не отвлекало и было больше похоже на желание помочь.

Я пыталась быть Паше другом.


Написать комментарий >>> Shilovskaya@ekvilibrium.ru

   Анастасия Шиловская


2004-2006 Copyright © Эквилибриум — формула психологического равновесия. Все права защищены