Эквилибриум :: Статьи  ::  Психологические защиты
  ЭКВИЛИБРИУМ
   Главная
   Статьи
    - Психологические защиты
    - Особые дети
   Лента сновидений
   Интересные новости
   Фильмы и книги
   Афоризмы
   Юмор
   Письма
   Океан жизни
   Творчество
   Архив рассылки

  РАССЫЛКИ
Эквилибриум -
формула
психологического равновесия


Рассылка "Эквилибриум: формула сохранения психологического равновесия"





Обзоры фильмов и книг от Ekvilibrium.Ru


Рассылка "Обзоры фильмов и книг от Ekvilibrium.Ru"



  СТАТИСТИКА

Rambler's Top100


Яндекс цитирования



МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ



         Как формируются и проявляются те или иные защитные реакции в повседневной жизни и отношениях с окружающими людьми? Как преодолеть и смягчить их бессознательное действие и сделать свои проявления более осознанными и гибкими? На эти вопросы отвечают публикации, собранные в этом разделе.



<< Проекция^ К оглавлению ^Подавление >>
Проекция: преодоление негативных эффектов



Проекция: преодоление негативных эффектов




Надо доверять своему парикмахеру.

Народная мудрость.



         Выраженными проявлениями проекции становятся стойкие негативные состояния:
         - подозрения;
         - навязчивые мысли – недоброжелательные, осуждающие, враждебные;
         - сосредоточенность на болезненных, неприятных воспоминаниях, постоянное мысленное возвращение к ним;
         - недоверие – к людям, обстоятельствам, будущему; пессимистичный взгляд на будущие или вероятные события;
         - повторяющееся снова и снова "прокручивание" одной и той же мысли или переживания – без каких-либо изменений в течение длительного периода (более нескольких месяцев); возвращение к прошлым обидам, негативной оценке какого-либо человека, навязчивое самообвинение.

         Недоверие подразумевает настороженность, напряженное ожидание плохого. Это постоянный, пусть не всегда интенсивный, стресс… Человек – существо социальное, и для него очень важны отношения с себе подобными. А без доверия – хотя бы без отдельных его проблесков – создание устойчивых и конструктивных отношений невозможно. Поэтому доверять стоит. А в случае, если это затруднительно – стоит этому научиться.


         О доверии и подозрительности

         Стоит ли доверять людям вообще или кому-то конкретно?
         Не могу поспорить или не согласиться с теми, кто утверждает, что «никому нельзя доверять». Вполне возможно, что в такой позиции есть зерно здравого смысла. Но я знаю наверняка, что человек не может жить, не доверяя никому и никогда. У каждого, даже самого нелюдимого и недоверчивого человека, есть кто-то, кому он не может не доверять. Это так называемая референтная группа. У кого-то она состоит из ближайших родственников, у кого-то – из друзей, у кого-то – из авторов книг или воображаемых героев.

         Доверять приятно. Доверять значит быть открытым – человеку, который рядом, новым событиям, информации. Это значит – не полагаться лишь на прежний опыт, а исходить из своих возможностей здесь и сейчас. "У меня есть все необходимое для решения любой насущной задачи – мой ум, мое тело, здоровье, мои знания и навыки. Я могу мгновенно и интуитивно сориентироваться в любой ситуации и отреагировать наиболее эффективным образом".
         Конечно, ко многим ситуациям нужно готовиться – например, к экзаменам или деловой встрече. Но подготовка, сколь бы тщательной она не была, не может учесть всех возможных нюансов. Например, в случае экзамена – его общую продолжительность, дополнительные вопросы к пунктам экзаменационного билета, настроение и интеллектуальные предпочтения экзаменатора. В случае деловой встречи таких факторов еще больше. Мы можем четко обозначить желаемый для нас контур событий, но всего многообразия реальных обстоятельств мы не можем учесть. Точнее – можем, но в этом нет необходимости. В конце-концов, оказавшись в непредвиденных обстоятельствах каждый из нас как-то реагирует, и эти реакции могут быть стереотипными или спонтанными. Чем более они спонтанны, тем больше вероятность точного реагирования, т.е. совершения эффективного действия. Само по себе сознательное очерчивание желаемого контура событий уже немаловажно, так как настраивает наши возможности наилучшим образом, создает необходимую готовность к нужным действиям.
         Доверять – значит слышать и воспринимать другого человека, его мнение. Но это ни в коем случае не означает перекладывание на него ответственности в принятии решений. Кстати, обратной стороной тотальной подозрительности часто становится внушаемость. Так случается оттого, что, не имея навыка доверия, человек не может критически относится к воспринятой информации, может лишь принять чью-то позицию полностью, перекладывая ответственность на другого. Неудивительно, что такой опыт некритического принятия чьей-то точки зрения часто приводит к плохим результатам, и человек только укрепляется в своей позиции "никому нельзя доверять".
         Таким образом, для решения задачи преодоления недоверия и подозрительности нужно прежде всего доверять себе и опираться не только и не столько на опыт, сколько на восприятие здесь и сейчас.

         Оказавшись в новой ситуации, незнакомой обстановке, встретившись с новым человеком – мы непроизвольно делаем оценку – то есть классифицируем новую информацию в соответствие с определенными критериями. Эти критерии формируются в процессе воспитания и получения образования: "хороший – плохой", "истинный – ложный", "надежный – ненадежный", "верю – не верю"... Оценка осуществляется подспудно, подсознательно и в сознании остается лишь результат. В случае проекции он, как правило, оказывается отрицательным ("плохой, не верю, лживый..."). Такое оценивание – следствие интеллектуального навыка, ранней (сформированной с детских лет) привычки. В сочетании с недостаточно развитым восприятием конечный вывод может быть весьма искажен. Поэтому для преодоления негативного действия проекции необходимо развивать восприятие.

         ----------
         Анекдот в тему:
         Паранойя — это когда надеваешь презерватив на вибратор.

         ----------

         В широком смысле – не бывает повторяющихся ситуаций. Это наш интеллект классифицирует то или иное событие как абсолютно аналогичное событию в нашем прошлом. Чтобы освободиться от этого косного интеллектуального навыка, важно стремиться любую ситуацию воспринимать как новую - будь то встреча со старинным знакомым, которого вы знаете уже не один год, каждое появление в офисе, где вы давно работаете, общение с родными и друзьями. Такое отношение к событиям собственной жизни позволит настроиться на динамичный, позитивный лад, сделать вашу жизнь более разнообразной и радостной.

          Поделиться мыслями >>>

         Как развить восприятие?

         Как уже упоминалось прежде, защитный механизм проекции основан на функции памяти. Когда психическая энергия распределяется неравномерно, функция памяти начинает преобладать над другими, восприятие и продуктивные формы мышления оказываются лишенными спонтанности, непосредственности и начинают "обслуживать" наиболее активную функцию – память.

         Для развития интуитивных ориентировочных действий целесообразно для начала осмыслить диапазон собственных реакций. Для этого предлагаю рассмотреть ситуацию общения, межличностного взаимодействия.

         - Припомните, как вы себя чувствуете во время и после общения с тем или иным человеком? В каких ситуациях у вас наилучшее самочувствие?
Рассмотрите свое реагирование на кого-либо из родственников, друзей и коллег. Поскольку наши реакции во многом определяются состоянием другого человека, здесь лучше ограничиться несколькими конкретными ситуациями, произошедшими, скажем, в течение одного дня.
Обратите внимание на физиологические реакции. Вегетативная нервная система отражает подпороговое – пре-восприятие – первое впечатление, которое чаще всего оказывается очень точным и информативным, через нее весь наш организм сообщает свое видение, впечатление от конконкретной сложившейся ситуации.
         Мокрые ладони, бурчание в животе, чувство жажды – или же наоборот – спокойное, расслабленное состояние, хорошее самочувствие. Организм реагирует на происходящее независимо от наших сознательных, рациональных оценок того или иного человека или ситуации, и его реакции часто оказываются точнее, вернее наших интеллектуальных заключений.


         Естественные процессы формирования доверия - недоверия

         На начальных этапах жизни дети вынуждены доверять взрослым. Таково положение вещей. Чем младше возраст ребенка, тем больше взрослый опосредует его связи с "большим миром". Казалось бы, в этот период человек беззащитен перед негативными влияниями. Но уже в младенчестве существуют достоверные, хотя еще неосознаваемые критерии блага или зла – это реакции и состояние организма. По мере развития, у ребенка в случае негативного влияния появляется возможность изолироваться, замкнуться, заболеть – и тем самым каким-то образом изменить свою среду в благоприятную для себя сторону.
         У людей с выраженной проекцией часто единственным человеком, которому они безоговорочно доверяют, становится кто-нибудь из родителей. Чаще – мать или бабушка. Помните, в предыдущей главе упоминался "кто-то еще", просматривающийся в человеке с развитой проекцией? Этим "кем-то еще" как раз и является этот родитель, оказывающий доминирующее, а в крайних случаях – единственное влияние. Как же так получается, что несмотря на наличие естественных защитных механизмов и многообразие внешних влияний, которые испытывает на себе ребенок, запечатлевается лишь один взрослый, чье влияние никак не назвать однозначно положительным?
         Почему иной развивается в неблагоприятных, а то и вовсе ужасающих условиях – и вырастает разносторонним, гибким, открытым и адаптированным человеком, а другой – при всех признаках благополучия – ригидным и ограниченным?
         Для меня, как и для многих исследователей, этот вопрос пока остается открытым: какие факторы определяют развитие – наследственность, среда или собственная активность человека? Однако, относительно формирования проекции есть некоторые предположения.
         Насколько бы негативным не было влияние взрослого на ребенка, в процессе общения взрослый убеждает ребенка в своей правоте, он настаивает на ней, в то время как ребенок не имеет права голоса, права на собственное мнение. В дальнейшем ему тяжело будет сделать самостоятельный выбор исходя из собственной субъективности, и он вероятно будет руководствоваться системой внушенных родителем правил. Воля и субъективность ребенка оказываются сломленными вследствие непрерывного морального прессинга. Именно так, на мой взгляд, происходит в случае формирования и закрепления проекции.

         ----------
         Анекдот в тему:
         - Мама, что такое "паранойя"?
         - Ты же понимаешь, что я этого не знаю, и спрашиваешь, чтобы поиздеваться надо мной?

         ----------

         Естественные защитные механизмы подобны иммунитету против разрушительных воздействий, которым подвергается человек. Способность противостоять негативным влияниям и сохранять свою целостность, оставаться собой, видимо, различается у разных людей, подобно тому, как различается свойства имунной системы. В детских группах это очень заметно. Когда при прочих равных условиях – социальном фоне, уровне образования и благосостояния родителей, благополучия семьи – один ребенок легко поддается любым влияниям сверстников, а другой, вступая с ними в дружеские отношения остается собой, и как будто не способен изменить своим внутренним бессознательным, пусть еще не осознанным принципам. И здесь не объяснить все влиянием семьи. Остается только предположить наличие врожденного организующего нравственного начала.

         С появлением сознания, самосознания человек оказывается способен делать выбор. «Верю – не верю», «доверять – не доверять». Критерии доверия субъективны, и определяются опытом, предпочтениями (симпатиями) и, как, например, в случае проекции, навыками.

         Написать комментарий >>>

         Как научиться доверять людям? Практикум по развитию доверия.

         - Попробуйте выделить в своем круге общения тех людей, которым можно и нужно доверять. Например, можно руководствоваться следующими признаками. Их действия всегда приносят хорошие результаты: улучшают настроение, самочувствие, вызывают прилив сил, вдохновения, они ведут к каким-то приобретениям – новым знаниям, возможностям, карьерному росту или материальному благосостоянию. Последствия общения с тем или иным человеком – важный критерий в оценке его роли в вашей жизни.

         - Если какой-то человек вам явно не нравится, и вы испытываете к нему стойкое недоверие, попробуйте усилием воли на время общения с ним отнестись к нему открыто и доверительно. Если это трудно сделать, попробуйте ассоциировать его с кем-то, кого вы хорошо знаете и кому хотя бы в некоторых вопросах можете доверять.
Любой средней нормальности человек живо откликнется на ваше к нему отношение. Общение – это процесс, в котором люди бессознательно стремятся соответствовать друг другу.

         - Не стесняйтесь делиться проблемами и обращаться за советом. Опыт и знания отдельного человека всегда ограниченны, и в некоторых вопросах имеет смысл обратиться к эксперту, человеку с большим или иным опытом и знаниями, или же просто услышать альтернативную точку зрения.
         Припомните несколько проблемных ситуаций и подумайте, к кому из ваших знакомых можно было бы обратиться в том или ином случае. Кто-то хорош в вопросах душевной близости, в решении межличностных конфликтов, кто-то – в случае материальных, финансовых затруднений, кто-то – в решение профессиональных задач. Если вы не можете полностью никому довериться, вполне можно довериться тому или иному человеку из вашего окружения в каком-то конкретном вопросе.

         - Постарайтесь обозначить свои субъективные критерии доверия. Какими качествами обладают люди, вызывающие у вас доверие? Как проявляются эти качества? Может быть, у вас вызывают доверие те, кто старше вас, или ваши сверстники? Вы чаще доверяете людям своего пола, или противоположного? Может быть, вы доверяете только мужчинам или исключительно женщинам? Или только очкарикам? Или только тем, кого вы давно знаете? Или вы доверяете людям компетентным, чьи действия в ваш адрес всегда приводят к положительным результатам? Аналогичным образом можно описать категории людей или отдельные признаки, которые у вас часто или всегда вызывают недоверие, настороженность. Например, мужчины с бородой и/или усами, люди, использующим матерные выражения, люди в наколках, слишком разговорчивыеили наоборот - замкнутые и нелюдимые...


         ----------
         Анекдот в тему:
         Если у Вас нет паранойи, то это еще не значит, что за Вами не следят!

         ----------

         Кроме того, мы вынуждены доверять врачам, юристам, продавцам - профессионалам в различных областях, в которых мы не можем быть компетентны.Существует народная мудрость: "Надо доверять своему парикмахеру". То есть - доверие специалисту, имеющему отношение к вашей жизни, просто необходимо. И здесь тоже у каждого есть свои критерии. Для меня, например, при обращении к специалистам важна возможность получить исчерпывающую информацию по интересующему меня вопросу и помощь в принятии решения, о котором я не пожалею.

         Еще раз повторюсь, что доверие подразумевает не перекладывание ответственности в принятии решения, но открытость миру, людям и информации.

         Написать комментарий >>>

   Олиолог


2004-2006 Copyright © Эквилибриум — формула психологического равновесия. Все права защищены