Эквилибриум :: Фильмы и книги  ::  Все фильмы
  ЭКВИЛИБРИУМ
   Главная
   Статьи
   Лента сновидений
   Интересные новости
   Фильмы и книги
    - фильмы от А до Я
    - Все фильмы
   Афоризмы
   Юмор
   Письма
   Океан жизни
   Творчество
   Архив рассылки

  РАССЫЛКИ
Эквилибриум -
формула
психологического равновесия


Рассылка "Эквилибриум: формула сохранения психологического равновесия"





Обзоры фильмов и книг от Ekvilibrium.Ru


Рассылка "Обзоры фильмов и книг от Ekvilibrium.Ru"



  СТАТИСТИКА

Rambler's Top100


Яндекс цитирования

<< Волк (1994) (Фильмы Святого Валентина)^ К оглавлению ^Гаттака (1997) >>
Всадник по имени Смерть (2004)

         Всадник по имени смерть
         2004 год
         Режиссер: Карен Шанхазаров.
         В ролях: Андрей Панин, Станислав Любшин, Ксения Раппопорт, Анастасия Макеева, Дмитрий Дюжев, Артем Семакин.


         Мы договорились с уважаемым редактором рубрики, что по теме "Хорошее отечественное кино" я напишу про последний фильм Карена Шахназарова, который оставил у меня очень яркое впечатление.
         Но, решаясь писать про давно и безнадежно минувшую эпоху, автор всегда испытывает большие затруднения - слишком все изменилось: страна, люди, культура.
         В одном из интервью Шахназарову задали "типичный журналистский" вопрос:
         "Вы сняли фильм о народовольцах. Вероятно, вы видели параллели с сегодняшней террористической угрозой?"
         Режиссер помолчал, а потом спокойно напомнил: "Они были другими. Совершенно другими. Их лидеры были людьми очень образованными, с глубокими философскими идеями… верующими".

         Эти люди хотели изменить, подорвав изнутри, с самой верхушки, царскую Россию - анархия, проросшая из разочарования в монархии. Члены тайного общества "Народная воля" долгие годы готовили и в конце концов осуществили убийство Александра II, которого история нарекла царем-освободителем.
         В глазах современников царь был не только верховной государственной властью, но и наместником Бога на земле, поэтому в стремлении к цареубийству звучал пафосный вызов Богу, - хотя на самом деле это был всего лишь вызов самим себе.
         Борис Савинков, по мемуарам которого "Конь бледный" снят фильм, блестяще сыгран Андреем Паниным как нигилист наедине с собственным экзистенциальным одиночеством. В сотнях кадров мы видим на экране обычного господина средних лет, идущего по улицам Петербурга, не привлекая особого внимания граждан, не подозревающих, какое в этой черепной коробке скрыто громадное стремление разрушить себя и мир. Зачем? Хотя бы чтобы посмотреть в образовавшуюся кошмарную пустоту и увидеть, познать что-то… может быть, Бога, может быть, дьявола, а скорее всего, еще раз увидеть в зеркале собственное перекошенное лицо.
         Все это вполне осознанно, осмысленное безумие, облаченное в безупречный стиль, сопутствующий интеллектуальной элите XIX века: английский костюм, шляпа, благородная осанка, жесты, изысканная речь. Наедине с собой - прорывающаяся к себе же ненависть за все это - ведь это часть того, что должно быть разрушено - все эти условности, социальные шаблоны, маски… Страстное желание столкнуть все это одним махом в кровь, в грязь, в первобытный ужас.
         Ярость сумасшествия даже не от желания дерзко покуситься на святое, а от того, что все время обнаруживаешь, что играешь сам с собой. Равнодушно наблюдаешь, как за эту-то глупую игру льется чужая кровь, да и сам закономерно идешь к своему концу.
         Смертельная рулетка, когда между очередным нажатием курка апатично видишь, что и на самом краю ничего не изменилось. Ни-че-го.
         Жалкая очная ставка с самим собой в духе Достоевского. Последняя дань чести проигравшего ставку с Богом - спокойно и прямо идти по намеченной дороге, не сворачивая и не опуская головы.
         Почему? Вероятно из-за того, что куда бы человек ни шел, он идет туда потому, что не может идти никуда больше.
         Переживая кризисы своего развития, общество доходит до точки, когда начинает себя разрушать. С отдельным человеком происходит то же самое.
         Нигилизм был инфекцией, довольно быстро охватившей часть образованного населения, и постепенно доросшей до революции 1917 года, когда стало действительно страшно, когда стал на глазах теряться накопленный веками потенциал нации. Тогда интеллигенция испуганно отхлынула в Европу, в Стамбул, в Харбин...
         Борис Савинков продолжал спокойно, точнее, безразлично наблюдать за происходящим, пока не окончил свои дни в застенках ЧК.
         Расстреливать при советской власти его было решительно не за что. Поэтому типичный для слишком умного, слишком независимого, опасного своей нигилистической волей осколка царской России конец: "случайное" падение в лестничный пролет, короткий отрезок личной вечности.
         Sic transit...

         Фильм о народовольцах Карена Шахназарова получился скорее личностно психологическим, чем историческим. Точнее, мы, кажется, наконец пришли к восприятию истории через субъективность - к единственному реальному способу ее восприятия, без попыток затолкать живую материю в штампы и догмы.
         "Технически" Всадник по имени смерть сделан на все сто, а то и на сто один.
         Андрей Панин в роли Бориса Савинкова - не киллер из бесконечный сериалов и блокбастеров. Покушение на Александра Второго - не разборки "Бандитского Петербурга". И XIX век Шахназарова - не "Азазель" и не "Турецкий Гамбит", хотя в кинорелизах "Всадника" банально определили как "исторический триллер".
         Всадник по имени смерть - кино с масштабом (за что мы и любим Карена Шахназарова как режиссера), и когда смотришь этот фильм, задумываешься очень о многом, но, главным образом, о потерянной нами всеми Культуре.

         Приятного просмотра


         Дымсь
   


2004-2006 Copyright © Эквилибриум — формула психологического равновесия. Все права защищены